Совет: пользуйтесь поиском! но если вы не нашли нужный материал через поиск - загляните в соответствующий раздел!
 
Сдал реферат? Присылай на сайт: bankreferatov.kz@mail.ru

 Опубликуем вашу авторскую работу в Банке Рефератов     >> Узнать подробности...

Банк рефератов

бесплатные рефераты, сочинения, курсовые, дипломные, тесты ЕНТ

155160

Политический портрет Александра Ильича Дутова

Политический портрет  Александра Ильича Дутова

В 2001 году исполняется восемьдесят лет со дня убийства советскими агентами Войскового атамана Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенанта Александра Ильича Дутова.

А.И. Дутов родился 5 августа 1879 г. в семье генерал-майора Оренбургского казачьего войска Ильи Петровича Дутова. Дутовы вели свой род от казаков упраздненного в начале 19 века Самарского казачьего войска.

Отец А.И. Дутова всю свою жизнь провел в походах. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг. и в покорении Средней Азии, где во время ферганского похода в городе Казалинске Сырдарьинской области у него родился сын Александр - будущий оренбургский атаман.

В 1889 году Александр поступил в оренбургский Неплюевский кадетский корпус, где был в числе средних учеников. По выпуске из корпуса в возрасте семнадцати лет, А.И. Дутов был зачислен в казачью сотню Николаевского кавалерийского училища (1897).

Училище он окончил по первому разряду в 1899 году, Высочайшим приказом был произведен в хорунжие и направлен в 1-й Оренбургский казачий полк, стоявший в Харькове.

Прослужив на новом месте менее года, А.И. Дутов отправился в Киев изучать телефонное дело (1900). На следующий год его вновь направили из полка в Киев для изучения саперного дела. Курс обучения саперному делу А.И. Дутов закончил по разряду “выдающийся”.

Молодого способного офицера в 1902 г. командировали в Санкт-Петербург для держания экзамена при Николаевском инженерном училище на право прикомандирования к инженерным войскам. После успешной сдачи экзамена, А.И. Дутов получил назначение в 5 саперный батальон преподавателем саперной, а позднее телеграфной школы.

Стремление к знаниям не оставило А.И. Дутова и на новом месте. В 1904 году он выехал в столицу, чтобы держать экзамен в Николаевскую Академию Генерального Штаба. По итогам экзамена А.И. Дутов был зачислен на младший курс Академии.

Едва начав учиться, Дутов прервал свои занятия и уехал на войну с Японией во 2 Маньчжурскую армию, где за “отлично-усердную службу и особые труды” во время боевых действий (март-октябрь 1905) получил орден св. Станислава 3 степени. После войны А.И. Дутов возобновил учебу в Академии.

По окончании двух курсов Академии по первому разряду (1907), будущий войсковой атаман был переведен на дополнительный курс. Дополнительный курс Академии Дутов окончил на следующий год, но без производства в следующий чин и причисления к Генеральному Штабу.

Для ознакомления со службой Генерального Штаба штабс-капитан Дутов был направлен в Киевский военный округ, в штаб 10 армейского корпуса. После этой практики Дутов вернулся в свой 5 саперный батальон (1908), где не был с 1905 года.

Прослужив в батальоне лишь четыре месяца, Дутов выехал во “временную командировку” в родное ему Оренбургское казачье войско, где устроился преподавателем в Оренбургском казачьем юнкерском училище.

Продлевая свою “временную командировку”, Дутов добился зачисления в Оренбургское войско (1910). С 1909 по 1912 годы он прослужил в училище на разных должностях, временно исполнял должность инспектора классов. Следует отметить, что среди подопечных А.И. Дутова по училищу был юнкер Григорий Семенов (окончил училище в 1911 г.), впоследствии атаман Забайкальского казачьего войска.

Своей деятельностью в училище А.И. Дутов заслужил любовь и уважение со стороны юнкеров, для которых он сделал очень много. Помимо образцового выполнения своих должностных обязанностей, Дутов организовывал для юнкеров спектакли, концерты и вечера.

За свои труды Дутов в 1910 году был награжден орденом Св. Анны 3 степени, а в 1912 году в возрасте 33 лет произведен в войсковые старшины. В том же году его командировали для годового цензового командования в 5 сотню 1 Оренбургского казачьего полка. По истечении срока командования, войсковой старшина Дутов вернулся в училище, где прослужил до начала Первой Мировой войны.

Несмотря на попытки начальства оставить Дутова при училище, он добился возможности пойти на фронт вместе с 1 Оренбургским казачьим полком.

На фронте А.И. Дутов сформировал и возглавил стрелковый дивизион, вместе с которым отличился в боях на реке Прут. Будучи контуженым, войсковой старшина Дутов со своим дивизионом в течение двух суток удерживал позиции до прихода смены.

Под деревней Паничи в Румынии Дутова вновь контузило, в результате чего он на некоторое время лишился зрения и слуха и получил трещину черепа.

Однако судьба хранила Дутова для дальнейших свершений. Через несколько месяцев он снова прибыл на Румынский фронт, получив в командование 1 Оренбургский казачий Наследника Цесаревича полк (в 10-й кавалерийской дивизии). В кровопролитных боях полк А.И. Дутова прикрывал отступление румынской армии.

В должности командира полка его застала Февральская революция. 16 марта 1917 г. Дутов прибыл в Петроград в качестве делегата от полка на 1-й общеказачий съезд и был избран заместителем председателя временного совета Союза казачьих войск. С этого времени началась политическая деятельность Александра Ильича Дутова.

В апреле он объехал фронтовые казачьи части, ведя агитацию за продолжение войны. Являлся председателем 2-го общеказачьего съезда, проходившего в июне в Петрограде, а также председателем совета Всероссийского союза казачьих войск. На Государственном Совещании в августе в Москве был избран заместителем председателя казачьей фракции.

В конце августа 1917 г., после получения известий о выступлении Л.Г. Корнилова, Дутова вызвали к А.Ф. Керенскому, где ему, как писал сам А.И. Дутов, “чуть не под угрозой заключения в тюрьму было предложено подписать бумагу, в которой Корнилов и Каледин назывались изменниками”. Дутов отверг это предложение со словами: “Можете послать меня на виселицу, но такой бумаги я не подпишу”.

1 октября 1917 г. на чрезвычайном Войсковом Круге Оренбургского казачьего войска Дутов был избран председателем войскового правительства и войсковым атаманом. 7 октября он выехал в Петроград для передачи своей должности председателя совета Всероссийского союза казачьих войск и доклада Временному Правительству о положении дел в войске.

А.И. Дутов принял участие в совещании, на котором были намечены члены комиссий будущего временного совета Российской Республики (Предпарламента), и был избран членом комиссии по обороне.

Утвержденный Керенским в чине полковника, в середине октября Дутов получил назначение главноуполномоченным Временного Правительства по продовольственному делу в Оренбургской губернии и Тургайской области с полномочиями министра.

26 октября (8 ноября) Дутов вернулся в Оренбург и приступил к работе по своим должностям. В тот же день приказом по Войску объявил о непризнании власти Советов и о полной поддержке мер Временного Правительства по борьбе с большевиками, считая захват ими власти преступным.

После октябрьского переворота атаман Дутов одним из первых в России приступил к созданию воинских соединений для вооруженной борьбы с большевиками.

В ночь на 15 (28) ноября 1917 по настоянию атамана казаками и юнкерами были арестованы члены оренбургского совета, готовившие восстание. Был ликвидирован военно-революционный комитет и объявлена мобилизация.

В ноябре 1917 г. А.И. Дутова избрали депутатом Учредительного Собрания от Оренбургского казачьего войска. А в декабре 1917 г. он вновь был избран атаманом.

Казачье правительство до второй половины декабря соблюдало “нейтралитет”. Поезда проходили из красной Самары в красный Ташкент через белый Оренбург. А когда в декабре началось наступление красных со стороны Бузулука, в связи с провалом казачьей мобилизации фронт держался почти исключительно добровольцами и учащимися военных училищ.

Большевики направили против оренбургцев значительные силы из Самары, Екатеринбурга, Перми, Уфы, Бузулука, Москвы, Петрограда. У атамана Дутова на тот момент было не более 1500 человек, которых явно не хватало для борьбы с окружавшими Оренбург большевиками.

16 (29) января 1918 г. в бою под станцией Каргалла на подступах к Оренбургу наступление красных отбить не удалось. 18 (31) января 1918 Оренбург был сдан. Дутов и его сторонники ушли в Верхнеуральск для того, чтобы там продолжить борьбу. Однако в марте 1918 г. сдали и Верхнеуральск. После этого правительство расположилось в станице Краснинской, где в апреле попало в окружение.

Единственным выходом из сложившейся ситуации стал стремительный прорыв окружения и уход в Тургайские степи – на юг. Красные преследовали оренбургцев вплоть до границы Тургайской области, возле которой прекратили погоню. Дутов с войсковым правительством обосновался в Тургае.

В связи с ростом антибольшевистского повстанческого движения на территории войска решено было вернуться. 3 июля повстанцами был взят Оренбург, а 7 июля в него торжественно въехали правительство и атаман. Середину июля А.И. Дутов провел в Самаре и вошел в состав Комитета Членов Учредительного Собрания (Комуч). Тогда же атаман был назначен его главноуполномоченным на территории Оренбургского казачьего войска, Оренбургской губернии и Тургайской области.

25 июля 1918 г. Дутов был произведен Комучем в генерал-майоры. В сентябре 1918 г. А.И. Дутов принял участие в Государственном Совещании в Уфе, где его избрали членом Совета Старейшин Совещания и председателем казачьей фракции. За взятие Орска генерал-майор Дутов в октябре 1918 г. получил чин генерал-лейтенанта.

20 ноября 1918 А.И. Дутов одним из первых признал верховную власть адмирала Колчака и вошел в его оперативное подчинение.

В январе 1919 г. Отдельной Оренбургской армии Дутова пришлось оставить Оренбург, правительство и атаман перебрались в Троицк. В результате реформирования командного состава армии удалось добиться ее усиления, и к марту 1919 г. казаки перешли в наступление на Оренбург.

23 мая Отдельная Оренбургская армия была переформирована в Южную. А.И. Дутов был освобожден от должности командующего армией и назначен на пост инспектора кавалерии Восточного фронта и Походного Атамана всех казачьих войск, оставаясь при этом войсковым атаманом Оренбургского казачьего войска.

Летом 1919 года Дутов инспектировал казачьи войска Дальнего Востока и руководил там борьбой с партизанским движением. А 21 сентября 1919 г. вступил в командование вновь организованной (18.09.1919) Оренбургской армией. Из района Атбасар – Кокчетав армия была вынуждена отступать на Павлодар, затем на Семипалатинск, а в конце концов – на Семиречье. Наступили 30-градусные морозы, а в войсках не было зимнего обмундирования, люди были истощены. Этот поход по безлюдной голой степи был впоследствии назван Голодным.

В Семиречье атаман Дутов передал военное управление атаману Анненкову, а сам возглавил гражданскую власть в крае, находясь в Лепсинске. В марте 1920 г. Дутову и его сторонникам пришлось покинуть Родину и отступить в Китай через ледниковый перевал Кара Сарык (высота 5800 м.). Обессилевшие люди и кони шли без запаса еды и фуража, следуя по горным карнизам, они срывались в пропасти. Сам атаман перед китайской границей был спущен на канате с отвесной скалы почти без сознания.

В Китае отряд Дутова был интернирован в городе Суйдин, расположившись в казармах русского консульства. Дутов не терял надежды возобновить борьбу с большевиками и вел активную деятельность в этом направлении, но был убит 6 февраля 1921 г. подосланными советскими агентами при неудачной попытке похищения и вывоза в Советскую Россию.

Под видом курьера от единомышленников из России к атаману проник чекист К. Чанышев, возглавивший группу похитителей. Во время похищения Дутов был убит одним из подчиненных Чанышева – М. Ходжамиаровым, также были смертельно ранены два человека из охраны атамана, пытавшиеся оказать сопротивление похитителям.

Убийцам удалось скрыться. Это убийство было первым в череде ликвидаций, организованных советскими органами госбезопасности за пределами Советской России.

Так трагически оборвалась жизнь атамана – генерала А.И. Дутова, положившего начало Белому движению на Востоке России.

Андрей Приданников - офицер, служивший в 4 Оренбургском армейском корпусе и вместе с Дутовым отступивший в Китай, посвятил этому событию свое стихотворение “На чужбине”:

Сменялись дни, ползли, как нехотя, недели.

Нет-нет да налетал и буйствовал буран.

Вдруг весть в отряде громом пролетела, -

Убит в Суйдине Дутов – атаман.

Упали духом казаки, в досаде,

Что не сумели Дутова сберечь, -

Убийцы скрылись. Стыд такой отряду, -

Отточенный клинок не снял голов их с плеч.

Доверьем пользуясь, под видом порученья

Явились к Дутову злодеи. И сражен

Еще один вождь Белого движенья,

Погиб в чужой стране, никем не отомщен...

Атамана Дутова и погибших вместе с ним казаков похоронили на небольшом кладбище неподалеку от Суйдина. По некоторым данным через несколько суток могила Дутова была ночью разрыта, а тело обезглавлено и не захоронено - убийцам нужны были доказательства точности исполнения приказа.

По всей видимости, это кладбище, как и многие другие русские кладбища на территории Китая, было уничтожено во времена "культурной революции".

 
16.03.2019 10:22