Совет: пользуйтесь поиском! но если вы не нашли нужный материал через поиск - загляните в соответствующий раздел!
 
Сдал реферат? Присылай на сайт: bankreferatov.kz@mail.ru

 Опубликуем вашу авторскую работу в Банке Рефератов     >> Узнать подробности...

Банк рефератов

бесплатные рефераты, сочинения, курсовые, дипломные, тесты ЕНТ

15450

Квалификация гос. измены и шпионажа в РК

ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА

Одной из проблем противодействия преступности является эффективная правоприменительная деятельность, которая заключается в правильной квалификации действий виновных лиц по действующему уголовному законодательству Республики Казахстан.

Хотелось бы рассмотреть основные аспекты квалификации действий, содержащие признаки таких преступлений как государственная измена и шпионаж.

Ситуация, в которой гражданин Республики Казахстан осуществлял передачу государственных секретов по заданию представителя иностранной спецслужбы, с целью проведения деятельности, направленной против интересов Республики Казахстан, должна разрешаться следующим образом. Гражданин Республики Казахстан подлежит привлечению к уголовной ответственности за совершение государственной измены, а гражданин иностранного государства - представитель иностранной организации – за шпионаж.

Вышеуказанным образом квалифицированы действия виновных лиц, как следует из сообщения Информационного портала ИА Новости-Казахстан: «В 2008-м году Восточно-Казахстанским областным судом за государственную измену приговорены к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества бывший прокурор и бывший офицер Вооруженных сил страны, передавшие агенту китайской разведки секретные образцы и документы». «При этом представитель спецслужбы Китая, осужден за шпионаж к 14 годам лишения свободы».

Если, виновный, для проведения враждебной деятельности против Республики Казахстан в ущерб её внешней безопасности в интересах иностранного государства, иностранной или международной организации либо их представителей, выраженных в государственной измене или шпионаже, совершает политические (диверсия, вооруженный мятеж), общеуголовные (убийство, кража) или коррупционные (подкуп должностных лиц, злоупотребление полномочиями) преступления, то их действия должны квалифицироваться самостоятельно по соответствующим статьям особенной части УК РК, по совокупности с государственной изменой и шпионажем.

В данном случае действия виновного квалифицируются по совокупности пре¬ступлений: государственная измена либо шпионаж и конкретное преступление данного вида (по¬сягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсия, во¬оруженный мятеж, дача взятки, вымогательство и т.д.)

Необходимость квалификации по совокупности, как правило связано с тем, что эти преступления, являясь в конкретных случаях формами оказания помощи иностранному государ¬ству в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан, в то же время специально предусмотрены в уголовном законе в качестве самостоятель¬ных составов преступлений.

Необходимо отметить, что до конца 80-х годов в юридической литературе существовала точка зрения, которая преобла¬дала в правоприменительной деятельности, в соответствии с которой согласие, данное гражданином РК быть агентом иностранной разведки, следовало рассматривать как оконченный состав измены Родине в форме перехода на сторону врага, если субъект завербован для этой цели в военное время военным противником, или как оказание помощи иностран¬ному государству в проведении враждебной деятельности против СССР в случае вер¬бовки и мирное время. Считалось, что гражданин, завербованный в качестве агента иностранной разведки, пополняет тем самым агентурный аппарат последней, а этот аппарат - главное орудие проводимой его подрывной деятельности, чем он оказывает непосредственную помощь противнику в его подрывной деятельности.

Возможен иной вариант оказания помощи гражданина Рес¬публики Казахстан представителям иностранного государства, иностранной или международной организации, выраженный в совершении деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности и суверенитету РК.

В указанном случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан. Конкретно это может, например, выражаться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения, подыскивании им жи¬лья и работы, в том числе связанной с доступом к государственным секретам, вербов¬ке агентуры для иностранной спецслужбы, подбор явочных и конспиративных квар¬тир и выполнении иных заданий иностранных спецслужб, не связанных с предоставлением шпионской информации.

Случаи неудавшегося подстрекательства к измене со стороны представителя иностранных спецслужб, например, неудавшаяся вербовка в качестве агента, образуют приготовление к шпионажу.

Как покушение на государственную измену в форме выдачи государственной тайны следует рассматривать случаи, когда гражданин Республики Казахстан, обладающий соответствующими сведениями, но не собиравший и не похищавший их, ошибочно передает их не тому адресату, которому намеревался и сведения не попадают в распоряжение иностранного государства, международной или иностранной организации (фактическая ошибка виновного).

В вышеуказанных случаях, действия виновных лиц квалифицируются как шпионаж или государственная измена со ссылкой на статью 24 Общей части УК РК.

Если гражданин РК, обладающий секретными сведениями передает сведения иностранному представителю, но не осознает этого и не может осознавать, например, агентом иностранной разведки выступает близкий человек, знакомый, друг, также допущенный к секретным сведениям, но не к тем, которые ему передает виновный) то выведывающий секреты должен нести ответственность за оконченный шпионаж или измену в форме шпионажа, а гражданин РК, передавший ему сведения, несет ответственность не за государственную измену, а за разглашение сведений, относящиеся государственными секретами.

Пока измена не окончена, добровольный отказ организатора и подстрекателя возможен при условии, если они своими действиями предотвратили доведение преступления исполнителем до конца, а добровольный отказ пособника – если он принял все зависящие от него меры для того, чтобы предотвратить преступление.

Хотелось бы отметить, что законодатель предусматрива¬ет специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, согласно примечанию к статье 175 УК РК.

«Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьями 176 и 179 настоящего кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало предотвращению наступления ущерба интересам Республики Казахстан и если в его действиях не содержится состава иного преступления.

Данная поощрительная норма является конкретизацией ч. 3 ст. 65 УК РК об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Она призвана показать человеку, совершившему преступление, путь к отступлению и гарантирует его освобождение от уголовной ответственности при выполнении им указанных условий.

В теории уголовного права выделяют наличие двух обязательных условия освобождения от уголовной ответственности виновного за совершение указанных преступлений.

Во-первых, необходимо, чтобы отказ от совершения был добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению наступления ущерба национальным интересам РК.

Добровольность предполагает, что лицо действует по собственной инициати¬ве. Это условие отсутствует, если сообщение органам власти является вынужден¬ным (виновный задержан, либо о его связи с иностранной разведкой стало извест¬но другим лицам, по иным причинам, независящим от него преступление не доведено до конца).

Своевременно, т.е. до наступления общественно опасных последствий.

Иным образом означает, что лицо действует самостоятельно без помощи государственных органов.

Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РК иного (помимо государственной измены) состава преступления.

При наличии обоих указанных в примечании к ст. 175 УК РК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности за государственную измену или за шпионаж является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание.

При соблюдении вышеуказанных двух условий, обращаем внимание, лицо подлежит освобождению именно от уголовной ответственности в целом, а не от наказания.

По нашему убеждению, даже с учетом либерализации уголовного законодательства, указанные условия слишком мягкие, принимая во внимание, что преступления, предусмотренные ст.ст. 175 и 176 УК РК, относятся к категории особо тяжких.

Сам по себе факт установления контакта в целях сотрудничества с иностранным государством, международной или иностранной организацией представляет общественную опасность независимо от наступивших последствий. Имеет место подготовительная деятельность с целью нанесения ущерба государству, которая может быть гораздо более продолжительной по времени, чем получение и последующее предоставление сведений, относящихся к государственным секретам либо представляющих иной интерес для противника. Как отмечает А. Антонов, «может сложиться ситуация, когда виновный, продолжительное время работавший на иностранную организацию (государство), добровольно сдается властям и подлежит безусловному освобождению не просто от наказания, а от уголовной ответственности вообще».

По нашему мнению, необходимо дифференцировать условия освобождения от уголовной ответственности и наказания лиц, причинивших или не причинивших вред государству. В частности, полагаем возможным освободить от ответственности лицо, сотрудничавшее с иностранным государством или организацией с целью оказания содействия в проведении враждебной деятельности, но не нанесшего ущерба национальным интересам Республики Казахстан.

Лицо, действиями которого ущерб государству нанесен, не может быть освобождено от уголовной ответственности вообще. В отношении такого субъекта уголовно-правовых отношений целесообразно предусмотреть возможность, а не обязательное условие, освобождения от наказания, а не от уголовной ответственности в целом. Представляется, что в этом случае виновный наиболее опасен, поэтому необходимо, чтобы решение принимал суд.

Деяние образует государственную измену и шпионаж, если государственные секреты выдаются именно иностранному государству, иностранной (государственной, негосударственной) или международной организации либо их представителям (руководителям, сотрудникам, посредникам и т.д.), действовавшим в интересах организации.

При этом, диспозиции статей 175 и 176 ранее действовавшего УК РК 1997 года, лишь в 2014 году дополнена лицами, которым оказывается помощь в виде международной организации либо их представителями, как уже отмечалась в разделе при анализе объективной стороны.

Но данная трактовка, на наш взгляд, не обеспечивает в достаточной мере защиту государственных секретов, поскольку исключает квалификацию действий виновных лиц, умысел и деяния которых хоть и были направлены на совершение государственной измены, но выполнялись по заданию или оказывали помощь, например, иностранцу, выступающему как частное лицо, или гражданину Республики Казахстан, действующего против национальных интересов (примером могут служить оппозиционно настроенные политические преступники). В данном случае, если следовать буквальному толкованию диспозиций статей 175 и 176 УК РК, указанные действия не образует состава государственной измены.

В связи с тем, что государственная измена и шпионаж совершаются посредством передачи информации, относящейся к государственным секретам, уголовное судопроизводство по указанной категории уголовных дел осуществляется с присвоением соответствующих грифов секретности и обстоятельства их совершения не разглашаются общественности.

По вышеуказанной причине, привести конкретные примеры о привлечении к уголовной ответственности, обстоятельствах совершения преступления, не представляется возможным.

Однако, 15 июля 2009 года в информационных интернет-ресурсах обнародованы сведения об осуждении 12 агентов зарубежных спец служб:

«В Казахстане осуждены 12 агентов зарубежных спецслужб, выявленных в 2008 году казахстанской контрразведкой», сообщил в среду заместитель начальника Управления департамента контрразведки Комитета национальной безопасности Владимир Себряев.

«В прошлом году созданная в республике система контрразведывательных мер позволила выявить 12 кадровых сотрудников и агентов зарубежных спецорганов, осужденных к различным срокам наказания, и пять агентов, работавших на иностранную разведку», - сказал Себряев на совещании по вопросам усиления борьбы с коррупцией в Министерстве сельского хозяйства РК.

«Это комментарий в отношении того, нужны ли госсекреты в Казахстане», - подчеркнул он.

По словам сотрудника КНБ, в республике «каждый год есть примеры привлечения к ответственности за совершение преступлений в области госсекретов».

В прошлом году КНБ также было выявлено более трех тысяч фактов нарушений нормативно-правовых актов в области защиты госсекретов и предотвращено четыре попытки заполучить секретные сведения со стороны зарубежных спецорганов. «По статье 165 Уголовного кодекса – за государственную измену - в прошлом году осуждено четверо наших граждан, к административной ответственности (за нарушение режима секретности) привлечено более 100 должностных лиц, меры дисциплинарного характера за те же нарушения применены к 191 должностному лицу», - добавил заместитель начальника управления спецслужбы.

По различным основаниям в 2008 году были отозваны 125 ранее выданных допусков к госсекретам, возбуждены 33 уголовных и пять административных дел по фактам незаконного использования, ввоза и реализации специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Причиной отсутствия выявленных фактов по шпионажу, в большинстве случаях, является недоказанность их совершения, хотя имеются признаки шпионажа.

Данное обстоятельство объясняется тем, что субъектом шпионажа является иностранный гражданин совершивший передачу, а равно собирание, похищение или хранение с целью передачи иностранному государству, международной или иностранной организации либо их представителям сведений, составляющих государственные секреты, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений.

Для привлечения к уголовной ответственности за шпионаж, правоохранительные органы обязаны иметь достоверные доказательства выполнения объективной стороны преступления с обязательной целью для передачи иностранному государству, организации или представителям, в иных случаях задания иностранной разведки на указанные действия. Однако, добыть такого характера доказательства практически невозможно, т.к. деятельность шпионов законспирирована на высоком уровне и относится к государственным секретам иностранного государства, которая охраняется всеми возможными способами.

В результате чего, если доказательства в ходе следствия не найден, то их привлекают не за шпионаж, а за иные виды преступлений, которые были ими совершены: к примеру, за дачу взятку государственным служащим, незаконное получение, разглашение государственных секретов и т.д.

Опыт практической деятельности правоохранительных органов показывает, что большинство иностранцев привлечено к уголовной ответственности именно за иные преступления, хотя имелись признаки шпионажа, по причине отсутствия доказательств причастности к иностранным спецслужбам. О чем также свидетельствуют статистические сведения приведенные в водной части работы, где видно о прекращении ряда уголовных дел о шпионаже и государственной измене за отсутствием состава преступления.

Но вопрос доказанности элементов состава преступления уже входит в сферу уголовного процесса и криминалистики.

На основании изложенного, можно заключить следующее, что не смотря на довольно полную регламентацию государственной измены и шпионажа в Уголовном кодексе РК, до настоящего времени существуют проблемы квалификации указанных преступлений в практической деятельности, что также связано с проблемами доказывания.

 
12.03.2016 14:24